Наркологический реабилитационный центр

СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ

Горячая линия 24 часа

8(383) 258-85-58
8-800-250-24-58

в НРЦ «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» прошел психологический тренинг ТЕМА: «РУКА МЕШАЮЩАЯ и РУКА ПОМОГАЮЩАЯ»

27.03.17 в НРЦ «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» прошел психологический тренинг

ТЕМА: «РУКА МЕШАЮЩАЯ и РУКА ПОМОГАЮЩАЯ»

 

 На этом занятии мы продолжили развивать тему черт характера, начатую на прошлой неделе. В этот раз мы исследовали свои качества с позиции, полезных и вредных для процесса выздоровления. Что помогает, а что мешает выздоравливать? Каким зависимый видит себя в процессе выздоровления? Каких качеств в себе видит больше, положительных или отрицательных? – на эти вопросы мы скрупулезно и напряженно искали ответы. Каждому участнику были предложены листы бумаги, цветные карандаши и пастель. Участники обвели свои ладони на листах бумаги (по одному на каждом листе). После чего на одной из нарисованных ладоней участники записали свои личные качества, которые помогают выздоравливать, а на второй, которые мешают. Далее им было предложено, раскрасить свои ладони, и попытаться найти для них общий фон. Мы искали точки соприкосновения тому, что на первый взгляд видится как без компромиссная противоположность. Тому что, оставалось внутриличностным конфликтом многие годы. Как обычно бывает, несколько участников на «помогающей» и «мешающей» руке писали противоположные качества.

Например:

-доброта/злость,

-открытость/недоверие,

-обида/умение прощать.

Другие несколько человек указывали одни и те же качества на обеих «руках». Уже сами эти действия способствовали осознаниям, что каждый может совершать «плохие» и «хорошие» поступки, при этом оставаясь собой. Что в каждом есть злоба и доброта, отрицание и принятие, обидчивость и умение прощать. Когда участники перечитывали, что они написали и находили одни и те же качества на обеих руках, их лица расплывались в неуклюжих улыбках. «Эмм.. Я написал одно и тоже туда и туда»- произносили они, «по сути, зависть в чем-то помогает, а в чем-то мешает мне выздоравливать»- пояснял один из участников. В обсуждении мы делали акцент на многогранности человеческой личности. На многообразии ее проявлений. На полярности восприятия себя и своих качеств. Мы осознавали свои недостатки и подчеркивали достоинства. Через сопротивление и стыд принимали низменное и нежелаемое в себе. Совершая первый шаг навстречу своей внутренней целостности, принимали себя такими, какие мы есть, или по крайней мере пытались принимать. Один из участников начал торопливо рассказывать о себе, напряженно повышая голос с каждой минутой. Поясняя свои рисунки, вдруг резко переключился и начал убеждать присутствующих в том, что он очень добрый, не злопамятный, спокойный, а в то же время выглядел напряженным и раздраженным. На вопрос «зачем ему быть для всех хорошим?», он смутившись ответил- «мне не хватало такого отношения в детстве». После ряда вопросов от других участников, молодой человек начал признавать свою возбужденность, агрессивную манеру вести беседу, общую раздраженность. Углубляясь в эту тему, мы выяснили, что потребность в «хорошести» и подавлении своей злости, обусловлены желанием «получить прощение умершего родственника» в смерти которого он себя винит. В итоге участник осознал, как свою агрессивность и враждебный настрой, так и причины ролевого поведения «пай мальчика».

Другой участник, находящийся на начальном этапе выздоровления, с трудом выделил положительные качества, а к отрицательным отнес «упёртость» и как он выразился «не совсем считаю, что  это моя зависимость» (употребляет 5 лет синтетические наркотики). Поясняя он сказал « я понимаю, что я не идеален, но совсем не могу найти ничего мне мешающего в моем характере». В этом случае необходима работа с ценностями и детальным изучением представлений о себе. Таким образом, на этом занятии мы расширяли представления о себе, изучали то, каким образом черты характера проявляются в выздоровлении, что мешает, а что помогает, как трансформировать негативные качества в ресурс личности оставаясь трезвыми и стремящимися к социальному благополучию.